Как клининговая компания может сэкономить в кризис без потери качества? Таким вопросом клинеры задаются не только во время кризиса, этот вопрос актуален всегда. 

Текущий кризис, у которого последствия будут еще и далеко идущими, подкосил очень многие клининговые компании. В такие моменты рынок зачищается, некоторые компании вообще разоряются, поэтому сейчас самое время сокращать свои затраты в частности на бумажные расходные материалы. Но в попытках сэкономить компании часто допускают ошибки, о которых мы поговорим в этой статье. 

Ошибка №1. Уход в супер-эконом сегмент

Клининговые компании начинают покупать все самое дешевое, но дешевая продукция часто - некачественная продукция, которая косвенно может увеличить затраты. Например, дешевая туалетная бумага рассыпается в руках, приходится отматывать её очень много, чтобы нормально ей пользоваться, впитывает она плохо, как итог мы получаем перерасход. Не говоря уже про случаи засора канализации при использовании дешевой макулатуры (бумаги из макулатуры). 

Это чревато огромной переплатой, я могу привести пример. У нас есть такой кейс, очень удачный я считаю, клининговая компания (флагманская наша) обратилась к нам с просьбой провести вот такую экономию на одном из объектов там были установлены диспенсер для листовых бумажных полотенец и клиент пользовался самым самым дешевыми вообще продуктами, которые есть на рынке. Мы из своего ассортимента подобрали тоже самый дешевый продукт, но в итоге мы не смогли уложиться в тендерной рамки, не проходили по цене бюджета.

Так и что делать? Мы придумали решение: совместно с производителем бумажных полотенец, мы заменили все диспансерные системы на рулонные, поставили рулонные бумажные полотенца. В итоге объем потребления сократился на 30 процентов, там в месяц, по итогу, экономия составила порядка 70-80 тысяч рублей, если мы это умножим на 12 месяцев какая получится сумма!

Вывод из этой истории: уход в эконом сегмент не самый лучший выбор! Наиболее оптимальным вариантом будет аудит ассортимента закупок и поиск более экономных аналогов, а также анализ использования средств гигиены на объекте. Потому что неправильно установленный диспенсер для туалетной бумаги также может увеличить расход. 

Ошибка №2. Поиск производителей в обход дилеров

Менеджеры объектов ищут производителей, которые им дадут хорошие скидки, дешево и напрямую. Зачем нам поставщики, которые там еще и навариваются на нас? 

Но тут есть ловушка. Крупные производители не будут демпинговать, чтобы не перебивать продажи своих партнеров, которые делают им основной оборот, или закупка должна быть ну очень колоссальной. В противном случае ни один производитель не продаст вам продукцию ниже минимальной дилерской цены. Зачем им искусственно снижать стоимость своего же товара?

А вот мелкие производители, которые готовы напрямую продавать, далеко не все работают по ГОСТам. Часто при производстве данной продукции обманывают своих покупателей. Например при заявленных 200 метрах в рулоне туалетной бумаги вы покупаете 180. Какой я хороший! Сэкономил там 7 рублей с рулона, но в итоге то вы покупаете и настолько же метров меньше бумаги. Также производитель может “играть” с плотностью и толщиной бумаги, которую вряд ли кто-то будет проверять. Таким образом, тут работает поговорка “скупой платит дважды”. Вы сами понимаете, что у крупного производителя больше оборотов и ресурсов, чтобы снизить себестоимость своих товаров, а вот маленькому производителю с этим сложнее и он будет экономить на других вещах. 

Кроме того, производитель будет предлагать только свой ассортимент, без дополнительной линейки, поэтому вариативность для оптимизации ассортимента закупок тоже снижается.

Вывод: в закупках у дилеров нет ничего страшного, производитель так или иначе устанавливает минимальные цены на свою продукцию для своих партнеров, так что “закупка напрямую” вряд ли поможет вам сэкономить. А вот оптимизация листа закупок - это более вероятный способ сэкономить. 

Ошибка №3. Работа в серую и экономия на персонале

Еще одна ошибка - это то, что очень много компаний продолжает работать в серую, прятать свои доходы и т.п. Это в итоге влечет текучку персонала, а это сказывается на качестве сервиса компании. Большой оборот “налички” открывает отличные возможности для воровства внутри компании, где суммы могут оказаться гораздо внушительнее, чем расходы на работу в белую. Про воровство в клининге у нас есть  отдельная статья и видео, рекомендуем почитать.  

Текучка персонала и экономия на персонале снижают качество сервиса, что часто ведет к потере объектов и снижению доходов компании. Ведь бизнес без клиентов - мертвый бизнес. 

Вместо заключения. Кто должен заниматься оптимизацией расходов?

Обычно данный вопрос делегирован менеджеру по закупкам, который мало заинтересован в прибыли собственника. А у самого собственника, как правило, нет времени на то, чтобы погружаться в вопрос. 

Как правило, отдел закупок покупает “устоявшиеся” артикулы, у них есть один основной поставщик и несколько альтернативных. Задача менеджера следить, чтобы на складе всегда было достаточно необходимых средств, про экономию тут речи, как правило не идет. 

В данной ситуации есть вариант провести аудит закупок или аудит объекта. Заходя в большинство торговых и бизнес центров я часто вижу типичные ошибки из-за которых стабильно утекают десятки и сотни тысяч рублей (за год). Я уже приводила пример про диспенсеры с рулонными бумажными полотенцами. Тоже самое с туалетной бумагой, часто просто неправильная установка диспенсера (не в ту сторону) ведет к перерасходу, и мало кто пользуется листовой туалетной бумагой, а она зачастую оказывается наиболее выгодной. 

Поэтому самым оптимальным вариантом, в данной ситуации, будет провести аудит закупок и аудит объекта.